8 ноября

Порядок внесения сведений в ЕГРН при совпадении границ населенного пункта с участком, предназначенным для размещения линейных объектов

При внесении сведений в ЕГРН о границах населенных пунктов одной из причин невозможности регистрации таковых является пересечение границ населенного пункта с земельным участком (далее — ЗУ), предназначенным для размещения протяженного объекта, сведения о котором уже содержатся в ЕГРН.

Согласно положениям Земельного кодекса, границы ЗУ не должны пересекаться с границами муниципальных образований или населенных пунктов. Тогда как Федеральный закон №218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости» обязывает регистрирующий орган в течение 15 дней с момента получения соответствующей информации направить уведомление о невозможности внесения в ЕГРН соответствующих сведений.

Исключение составляют случаи, когда границы населенного пункта могут быть изменены с учетом границ ЗУ или при выявлении ошибки, допущенной в ЕГРН, при определении границ населенных пунктов в документах, на основании которых были внесены соответствующие сведения.

В дополнение к комментируемым документам, 3 августа 2018 года был принят Федеральный закон №341-ФЗ, который предусматривает значительное упрощение при размещении линейных объектов. Речь идет о возможности юридических лиц, владеющих на правах собственности (оперативного управления или хозяйственного ведения) сооружениями, которые, согласно Земельному кодексу, могут быть размещены на землях на основании публичного сервитута, переоформить право бессрочного пользования (аренды) ЗУ на публичный сервитут, при условии возникновения такого права до 1 сентября 2018 года.

Согласно Земельному кодексу РФ (ст.39.37), публичный сервитут применяется для использования земель в следующих целях:

  1. Размещение объектов электросетевого хозяйства, тепло- и водопроводных сетей, линейных объектов систем газоснабжения, связи, нефтепроводов и их технологических частей, если таковые являются объектами федерального, регионального, местного значения либо необходимы для организации систем жизнеобеспечения граждан, либо переносятся (для государственных нужд) в связи с изъятием ЗУ, на которых они ранее располагались.
  2. Складирование стройматериалов, размещение вспомогательных (временных) конструкций и строительной техники, необходимых для строительства (реконструкции) объектов федерального, регионального или местного значения, но лишь на срок проведения этих работ.
  3. Устройство пересечений железнодорожных путей и автомобильных дорог с железнодорожными путями общего пользования на участках, находящихся в собственности государства, в том числе при пересечении или примыкании автомобильных дорог или железнодорожных путей к другим автомобильным дорогам, расположенных на участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
  4. Обустройство автомобильных и железных дорог в тоннелях.
  5. Проведение инженерных изысканий, необходимых для подготовки документов по планированию территории, с целью последующего размещения протяженных объектов федерального, регионального или местного значения, а также инженерных изысканий для реконструкции (строительства) таких объектов.

Согласно комментируемому документу, орган регистрации прав снимает такой ЗУ с кадастрового учета, при условии того, что права на него были зарегистрированы до 1 сентября 2018 года, если право бессрочного пользования или аренды такого участка было переоформлено в публичный сервитут.

Таким образом, проблема пересечения границ населенного пункта с ЗУ, на котором расположен линейный объект, может быть решена посредством оформления публичного сервитута с последующим снятием такого участка с кадастрового учета.

Свежее и интересное