С начала августа приостановлен рост налогов на недвижимость
С 8 августа изменен порядок расчета налога на недвижимое имущество (квартиры, дома, земельные участки, гаражи и прочие объекты). Речь идет о решении не вводить повышающий коэффициент 0,8 при расчете налога на недвижимость.
Напомним, в 2015 году в стране стартовал поэтапный переход расчета налога на недвижимости по кадастровой, а не инвентаризационной стоимости. За это время реформа была применена в 64 из 85 регионов России.
Поэтапная формула расчета предполагала ежегодное повышение налогового платежа на 20%. То есть, в первый год применения кадастровой стоимости граждане платили налог с повышающим коэффициентом 0,2, далее — 0,4, 0,6 и 0,8 соответственно. К 2018 году в 28 субъектах РФ (Москва, Подмосковье, Татарстан, Новосибирская, Новгородская области и др.) повышающий коэффициент вырос до 0,6, а в 21 регионе, где новые правила расчета были введены позднее, — до 0,4.
Таким образом, к пятому году с момента внесения изменений в налоговое законодательство, налог на недвижимое имущество должен был выплачиваться в полном объеме. Однако налоговая реформа привела к значительному увеличению налоговой нагрузки, в результате чего собственники недвижимости начали оспаривать результаты кадастровой оценки, обращаясь в комиссии, созданные при Росреестре, или в суды.
Подобная ситуация не осталась незамеченной Президентом России, который весной 2018 года в Послании Федеральному Собранию призвал чиновников обратить на это внимание. В результате Государственной Думой и Советом Федерации были приняты поправки в действующее законодательство, скорректировавшие механизм исчисления налога.
Согласно внесенным изменениям, запланированный коэффициент 0,8 при расчете налога на недвижимость применяться не будет, а максимальное значение используемого коэффициента во всех регионах составит 0,6.
Общероссийский переход на новые правила расчетов предусмотрен с начала 2020 года, однако федеральные власти по своему усмотрению могут применять их уже с 2018 года. И, согласно сведениям Росреестра, такое решение уже принято в 36 регионах РФ.
Одновременно с этим, принятые поправки ввели ограничение на увеличение суммы налогового платежа, которая не должна превышать 10% от показателей за предыдущий период, а также исключили возможность пересчета налоговых выплат «задним числом».
Практика определения и пересмотра кадастровой стоимости
Что же касается определения кадастровой стоимости, то за первое полугодие 2018 года комиссии по пересмотру результатов кадастровой оценки, созданные при Росреестре, рассмотрели порядка 13 тысяч заявлений собственников в отношении 20,2 тысяч объектов и приняли порядка 60% решений в пользу заявителей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество граждан, несогласных с результатами кадастровой оценки объектов недвижимости, сократилось на 22%.
Напомним, до начала 2017 года кадастровую стоимость недвижимости определяли независимые оценщики, а утверждали органы местной и региональной власти. Однако такая практика привела к разночтениям в методах кадастровой оценки, поэтому с начала 2017 года в закон «О государственной кадастровой оценке» были внесены значительные изменения, которые изменили подход к определению кадастровой стоимости недвижимости.
В частности, поправки предусматривали создание института государственных кадастровых оценщиков, уполномоченных проводить государственную кадастровую оценку на постоянной основе. Ответственность за работу созданных государственных структур возложена на региональные власти.
Таком образом, кадастровая оценка недвижимости с начала 2017 года производится по унифицированной методике, а разработанный механизм и критерии оценки направлены на недопущение кадастровых ошибок и сокращение обращений граждан о пересмотре кадастровой стоимости недвижимости.